Протопоп Аввакум — послание верным

Настенный лист «Протопоп Аввакум со сценами жития»

Выставка «Не ослабевайте душами своими» призвана показать, как на протяжении веков сохранились и развивались традиции, заложенные первым учителем староверия — рсвященномучеником протопопом Аввакумом. В качестве названия взята цитата из послания протопопа Аввакума из пустозерской темницы к своим единомышленникам и соратникам; эти слова можно рассматривать как духовное завещание протопопа Аввакума своим последователям. Экспозиция знакомит широкого зрителя с наиболее важными духовными устоями старообрядчества, благодаря которым старообрядчество не только сохранило свою самоидентичность вплоть до сегодняшнего дня, но и сумело внести большой вклад в отечественную историю и культуру.

Экспозиционный ряд раскрывает следующие темы:

1. Первые учители староверия. Представлены редкие списки сочинений пустозерских узников и памятники, созданные в начале XVIII в. в Выговском старообрядческом общежительстве и свидетельствующие о раннем почитании первых учителей староверия.

2. Сохранение и защита веры, наследники «огнепального протопопа». На протяжении XVIII–XX вв. преданность заветам отцов и дедов требовала от старообрядцев стойкости и мужества; времена репрессий явили подлинных исповедников, таких как митрополит Амвросий Белокриницкий, суздальские узники (архиепископ Аркадий Славский, епископы Конон Новозыбковский и Геннадий Пермский, уставщик и певчий храмов Рогожского кладбища Ф.В. Жигарев), епископ Геронтий (Лакомкин) и другие.

3. Защита веры пером и устным словом. Старообрядцы последующих веков продолжили и литературно-полемические традиции протопопа Аввакума: был создан целый пласт старообрядческой литературы; как эрудированные начетчики старообрядцы сумели проявить себя и в устных полемических беседах с миссионерами.

4. Любовь к старине и собирание древних памятников обеспечили старообрядцам преемственность традиции и помогли сохранить ценные рукописи, иконы, предметы церковного декоративно-прикладного искусства. На выставке представлены памятники иконописания и книжности XVI–XVII вв. из собрания Митрополии РПСЦ и Покровского кафедрального собора.

5. Особый авторитет книги (многочисленные отсылки на книжные источники мы находим в сочинениях протопопа Аввакума) у старообрядцев последующих поколений проявился в создании обширных книжных собраний, отвечавших задачам богослужения, изучения Священного Писания и святоотеческого наследия, образования. На выставке представлены материалы, относящиеся к жизни и деятельности таких известных старообрядцев-библиофилов, как епископ Александр (Богатенков), протоиерей Василий Королев, протоиерей Евгений Бобков, М.И.Чуванов.

6. Продолжение традиций. Книгописание и иконописание в XX — начале XXI века. В старообрядческой среде нашли продолжение традиции средневековой иконописи и книжности; мастера сохранили те эстетические предпочтения, о которых образно писал протопоп Аввакум в «Беседе об исконном писании». В этом разделе впервые экспонируются памятники, созданные нашими современниками: рукописи, иконы, настенный лист, памятники декоративно-прикладного искусства, некоторые из которых посвящены протопопу Аввакуму. Особое место занимают экспонаты, происходящие из Сибири — берестяные книги, материалы экспедиции С. П. Черепанова, вещи, сделанные Агафьей Лыковой, ее письма-автографы.

Связать воедино всю экспозицию и выявить подлинную связь времен, начиная с протопопа Аввакума вплоть до наших дней, помогут специально подобранные цитаты из сочинений протопопа Аввакума.

В состав выставки вошли самые разнообразные памятники — иконы, старинные рукописи, старопечатные издания, предметы лицевого шитья, живописные портреты, графика, фотографии. Предметы на выставку предоставили: Митрополия РПСЦ, Покровский кафедральный собор (Москва), храм Рожества Христова (Екатеринбург), митрополит Московский и всея Руси Корнилий, иерей Алексей Лопатин, иерей Никола Бобков, иерей Павел Кузнецов, Л. И. Вольфсон, А. В. Горбатюк, М. А. Максимов, Л. Ю. Паркаева.

Автор выставки: Е. М. Юхименко
Куратор: иерей Алексей Лопатин
В подготовке выставки принимали участие: В. В. Боченков, В. В. Волков, З. А. Лопатина

Выставка подготовлена при финансовой поддержке Правительства Москвы.

Выставка экспонируется в храме Рожества Христова на Рогожском по адресу: Москва, ул. Рогожский Поселок, 29, стр. 2

Онлайн-композиция выставки

Настенный лист «Протопоп Аввакум со сценами жития»
Настенный лист «Протопоп Аввакум со сценами жития»

Художники Д. Гусев и М. Шадчнева. Москва, 2020 год. Бумага, акварель, акрил. Лист выполнен как вариация на тему утраченного ныне старообрядческого рисованного лубка «Описание лицевое Жития протопопа Аввакума», известного только по черно-белой публикации А. Е. Бурцева, в коллекции которого памятник находился в начале XX века. Как установила Е. И. Иткина, этот оригинальный лист, как и близкий ему по композиции лист, иллюстрирующий «Повесть о боярыне Морозовой», были выполнены в начале XIX века в мастерской московского художника-старообрядца Николы Васильевича Григорьева.

Иконы «Богоматерь» и «Иоанн Предотеча» из деисусного чина. Конец XVI века. Дерево, левкас, темпера. Митрополия РПСЦ

Икона «Архангел Рафаил и преподобный Марой»

Старообрядческий мастер. Середина XIX века. Дерево, левкас, темпера. Митрополия РПСЦ. Редкая по иконографии и сюжету икона относится к разряду икон-целебников: архангел Рафаил имел от Бога дар исцелять человеческие болезни, а преподобный Марой считался избавителем от «трясавичной болезни» (ее олицетворяют сестры-трясавицы в нижней части иконы). В подобной композиции, с архангелом Рафаилом и сестрами-трясавицами, мог изображаться также другой святой исцелитель от лихорадки («трясавицы») — священномученик Сисиний. На левом поле иконы, скорее всего по желанию заказчицы образа, помещено изображение преподобной Феодосии.

Икона «Св. апостол Никонор»

Никонор (Никанор) — апостол от 70-ти, один из семи человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, выбранных двенадцатью апостолами на диаконское служение; священномученик. Пострадал в тот день, когда был побит камнями св. первомученик архидиакон Стефан и множество других христиан. Старообрядческий мастер. Середина XIX века. Дерево, левкас, темпера. Митрополия РПСЦ

Икона «Ангел Хранитель с деяниями»

Старообрядческий мастер. Гуслицы. Вторая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера. Митрополия РПСЦ

Икона «Спас Эммануил»

Палех. Конец XVIII–XIX века. Дерево, левкас, темпера. Митрополия РПСЦ

Икона «Богоматерь Феодоровская», XIX век

Дерево, левкас, темпера. Митрополия РПСЦ

На оборотной стороне надпись полууставом: «Сия святая икона Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Феодоровския принадлежит священноиноку Пахомию Смирнову, бывшему Павлу Борисову Смирнову».

Икона «Св. преподобный Сергий Радонежский с избранными святыми на полях»

Старообрядческий мастер. Середина XIX века. Дерево, левкас, темпера. Митрополия РПСЦ. На левом поле изображены Ангел Хранитель и пророчица Анна, на правом — епископ Лев Катанский и мученица Агрипина.

Икона «София Премудрость Божия»

Старообрядческий мастер. Гуслицы. Вторая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера. Митрополия РПСЦ

Икона «Богоматерь Днепрская»

Старообрядческий мастер. Москва, 30–40-е гг. XIX века. Дерево, левкас, темпера. Митрополия РПСЦ

Помянник рода священноиерея Григория Лакомкина (епископа Геронтия)

Первая четверть XX века. Бумага, чернила, киноварь; полуустав, скоропись. Переплет: картон, кожа. Собрание о. Алексея Лопатина

Икона «Святые Феодор Стратилат и мученица Ирина»

Конец XVI — начало XVII века, с прописями XIX века. Дерево, левкас, темпера. На иконе изображены святые, соименные царю Феодору Иоанновичу и его супруге Ирине Годуновой.

Письмо епископа Донского Геннадия (Лакомкина) архиепископу Мелетию с сообщениями о преследованиях и закрытии храмов

19 декабря 1929 года. Подлинник, подпись — автограф. Бумага, машинопись, делопроизводственный штамп, чернила. Архив Митрополии РПСЦ. «В селе Ольховатке закрыли последнюю Покровскую церковь и священника о. Феодора забрали. Теперь во 2-м благочинии о. Феофилакта (Слесарева) из 7-ми приходов остаются только две церкви, в с. Городище, и те накануне закрытия».

Письмо епископа Конона иеродиакону Ипполиту с просьбой приобрести для него книги

Суздаль, 10 января [1872 г.] Автограф. Бумага, чернила, скоропись. Собрание о. Алексея Лопатина. Речь идет об изданиях: Ширский С. И. Правда о выборном начале в духовенстве. СПб., 1871; Смирительный дом: Картины из жизни преступников, составленные бывшим тюремным духовником по собственным его испытаниям. Пер. с немецк. СПб., 1870; Устав духовных консисторий. Настольная книга / Изд. под ред. Ф. В. Ливанова. СПб., 1871. 2-е изд.).

Письмо епископа Геронтия (Лакомкина) архиепископу Мелетию (Картушину) по поводу текста службы протопопу Аввакуму

Ленинград, 27 февраля (12 марта н.ст.), 1924 год. Подлинник, приписки — автограф епископа Геронтия. Бумага, машинопись, делопроизводственный штамп, чернила. Архив Митрополии РПСЦ.

Аввакум

Олеографировал П. П. Щеглов по картине К. В. Лебедева и Н. И. Богатова. Москва: литография П. П. Щеглова, 1889. Олеография. Митрополия РПСЦ.

Инока Нила краткое сказание о изыскании ко вдовстующей святой церкви епископа и о приятии митрополита Амвросия, о водворении его в Белой Кринице, о изгнании его в заточение и о блаженной кончине жизни его

Писец Василий, 1900 год. Бумага, чернила, киноварь; полуустав, заставка, инициалы. Переплет начала XXI века: картон, кожа, тиснение. В рукопись вклеена фотография с портрета митрополита Амвросия. Собрание о. Алексея Лопатина.

Икона «Пророк Илия с житием в 12 клеймах», в окладе Палех

Середина — третья четверть XIX века. Оклад: 1880‑е годы. Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, золочение, эмаль. Собрание Митрополии РПСЦ

Посох и лестовка

Посох епископа Геронтия (Лакомкина). Середина XX века. Дерево, токарная работа, краска.

Лестовка из рыбьих позвонков, сделанная Агафьей Лыковой. Заимка Лыковых, Хакассия, 2021 год. Холст, рыбья кость. Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Икона «Преподобный Паисий Великий»

Иконописец Александр Четвергов (впоследствии митрополит Андриан), 1990-е годы. Дерево, темпера. Написана для храма Рожества Христова в Екатеринбурге, переданного РПСЦ в 1993 году. Этому храму икона принадлежит и в настоящее время.

Евангелие напрестольное

Писец Василий Михайлович Михайлов. Москва, 1890–1892 гг. Бумага, чернила, киноварь, шелк; полуустав, вязь, заставки старопечатного стиля. 4 миниатюры с изображением евангелистов. Переплет: дерево, ткань, металл. Книгохранилище Митрополии РПСЦ.

Список с печатного издания 1651 года выполнен московским 1-й гильдии купцом В. М. Михайловым. Данную рукопись он принес «в дар старообрядческому Рогожскому богаделенному дому», попечителем которого являлся в 1885–1888 годах.

«Страдание преосвященного Павла Коломенского»

Вторая половина XIX века. Бумага, чернила, киноварь; полуустав, вязь. Переплет: доски, кожа, тиснение, металл. Собрание М. А. Максимова

На листе 181 об. — прорисовка с печатного листа конца XIX века. «Страдание Павла Коломенского». В составе сборника полемические и догматические сочинения, выписки из «Книги христианского жития», «Винограда Российского» Семена Денисова и др.

«Задостойник в Неделю Св. Пасхи»

Лист для хорового пения, конец XIX века. Бумага, чернила, акварель, полуустав. Нотация знаменная пометная, призначная; текст истинноречный. Митрополия РПСЦ

Протопоп Аввакум

Лукьянец В. Г. (1938–1994). 1980-е годы. Холст, масло. Митрополия РПСЦ

Икона «Св. священномученик Аввакум», 2005

Дерево, левкас, темпера. Митрополия РПСЦ

Икона «Сожжение священномученика и исповедника Аввакума»

Москва, 1914–1917 годы. Дерево, левкас, темпера. Покровский кафедральный собор РПСЦ

Фотографии с открытия выставки

Фото: Александр Говоров

При копировании материалов, ссылка на источник обязательна.