Выдающийся богослов-самородок

Онлайн-выставка к 125-летию архиерейской хиротонии святителя Арсения (Швецова), епископа Уральского и Оренбургского — выдающегося старообрядческого писателя и апологета, автора многих полемических сочинений. Выставка призвана отразить основные этапы его духовного и писательского становления.

Будущий писатель и церковный деятель родился в 1840 году в семье крестьян-беспоповцев в деревне Ильина Гора Вязниковского уезда Владимирской губернии. По свидетельству его биографа — священника Стефана Лабзина, «до десяти лет грамоте его обучали по-домашнему старички-беспоповцы, а когда исполнилось 10 лет, его взяли в удельное училище, находящееся в Красном Селе, близ города Гороховца, 20 верст от его родины; тогда крестьян удельных брали насильно обучать. Он учился лучше всех товарищей, ученье было три года, и он каждый год получал похвальные листы, — в то время это считалось за редкость». С детских ощутив склонность к уединенной иноческой жизни, подростком, тайком от родителей ушел к старцам-отшельникам, жившим в той же Владимирской губернии, в месте, которое именовалось Удельный бор и вернулся спустя год.

В юности работал у купцов Першиных, старообрядцев-нетовцев, живших в Коврове. Узнав о белокриницкой иерархии и воспользовавшись поездкой в Москву, сумел отыскать квартиру архиепископа Антония (Шутова), который принял его. Убедившись в законности восстановленной иерархии, спустя некоторое время, подготовил свой первый исторический труд «История о существовании священства в христианской Церкви, содержащей древлеправославного исповедования веру». Не считая его совершенным, он не издавал его. Отдельной книгой сочинение было выпущено в свет свящ. Стефаном Лабзиным, у которого была на руках рукопись в 1910 году. Книга представлена на выставке.

В самом конце 1860-х будущий епископ окончательно переселился в Москву и стал письмоводителем у архиепископа Антония. В 1970-е и в первой половине 1880-х годов появляются первые сочинения будущего епископа. Пока короткие, посвященные конкретным вопросам защиты каноничности белокриницкой иерархии. Именно епископ Арсений стал первым биографом архиепископа Антония, скончавшегося в 1881 году. На выставке представлена рукописная книга, посвященная этому архиерею; сочинение издавалось с помощью гектографа. В «первый московский период» было также подготовлено гектографированное издание, где описаны беседы Анисима Швецова с миссионерами в Боровске в конце октября 1883 года.

В середине 1880-х годов, приняв иночество с наречением имени Арсений, будущий старообрядческий епископ сумел основать за границей России в Мануйловке (ныне Румыния) типографию. В ней были отпечатаны в том числе представленные на выставке книги «Истинность старообрядствующей иерархии» (первое издание) и «Оправдание старообрядствуюшей святой Христовой Церкви».

С конца 1880-х и все 1890-е годы священноинок Арсений жил в России, пребывая в почти постоянных разъездах: Москва, село Безводное Нижегородской губернии, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, иные места, куда его приглашали для бесед с миссионерами и старообрядцами других согласий.

В сентябре 1897 года от старообрядцев Уральска, Оренбурга, Илека, Гурьева последовало на имя тогдашнего архиепископа Савватия (Левшина) Московского прошение рукоположить священноинока Арсения в сан епископа на место почившего еп. Виктора (Лютикова) Уральского и Оренбургского. В его поддержку высказались и другие архиереи.

20 октября того же года архиеп. Савватий подписал поручение, согласно которому провести хиротонию поручалось епископам Кириллу (Мухину) Нижегородскому и Иоасафу (Зеленкину) Казанскому. Рукоположение состоялось 24 октября (по новому стилю — 6 ноября) того же 1897 года в селе Безводном Нижегородской губ. Ныне с этого дня минуло 125 лет.

На выставке экспонируются некоторые документы, связанные со временным замещением Московской архиепископской кафедры епископом Арсением и его полемике со священником из Тулы Василием Механиковым.

Епископу Арсению принадлежит огромная заслуга в становлении начетнической школы, в организации церковного управления, особенно 1890-е гг. С его именем связано регулярное проведение Освященных Соборов. После его смерти 10 сентября 1908 года старообрядческий журнал «Церковь» вышел в черной рамке. В одной из статей журнала «Миссионерское обозрение» в 1909-м году еп. Арсений удостоился чести быть назван выдающимся богословом-самородком ([Н.Б.]. Раскол за 1908 год // Миссионерское обозрение. 1909. №1. С. 139).

Старообрядческий публицист Ф. Е. Мельников в книге «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви» дал общую характеристику деятельности еп. Арсения, называя его основоположником старообрядческой (поповской) полемической литературы последней трети XIX века и последующих лет, который «задал общее направление старообрядческой письменности». «Это был наиболее плодовитый старообрядческий писатель. Однако в золотой период епископ Арсений не мог обогатить старообрядческую литературу новыми выдающимися произведениями, будучи весьма занят иерархическими и церковно-общественными делами; да и прожил он при свободе слишком мало времени. Но вся новая старообрядческая литература создавалась и развивалась под воздействием всех его прежних сочинений».

В 2008 году Освященным Собором Русской Православной Старообрядческой Церкви епископ Арсений был причислен к лику святых. Собор благословил писать его иконы (одна из них представлена на выставке). В старообрядческой церковном календаре на 2016 года, издающемуся по благословению высокопреосвященного Корнилия, митрополита Московского и всея Руси, был опубликован канон святителю Арсению. Музейно-библиотечно-архивным отделом митрополии РПСЦ выпущено в свет на данный момент три тома сочинений епископа Арсения, куда, конечно, вошло далеко не все, что он написал.

Онлайн-композиция выставки

1. Исповедание веры Арсения, епископа Уральского

20 сентября 1899

Новое сочинение священника В. Механикова «Критический разбор» моей защиты белокриницкого устава понуждает меня еще раз изложить письменно мое исповедание веры по православно-кафолическому Символу о рождении единородного Сына Божия от Бога Отца.

Согласно второму члену Символа веры я и исповедал, и исповедую, что единородный Сын Божий рожден от Отца прежде всех век, свет от света, истинный Бог от истинного Бога; Он единосущен Отцу, «Имже вся быша»; Он родился не как невольное какое извержение излишества, но по благоволению своего Отца (Мат., зач. 70; Мар., зач. 2). Кто иначе мудрствует, я того не обинуясь проклинаю как противника символьной вселенской вере. По Символу веры я признаю, что Сын Божий имеет свое начало или бытие от Отца; Он рожден из его сущности и, следовательно, по вине, по рождению Он имеет начало; но как прежде рождения сына Божия не было никакого времени, то по времени и Он безначален. Одного Бога в личной ипостаси Отца как по времени, так и по вине исповедую безначальным, и никак и никому неповинным. Проклинаю тех, кои признают время или вечность не имеющими никакого начала и сим как бы предваряющими виновное начало Сына Божия от Отца. В равной же степени осуждаю и тех, которые не допускают начала единородному СынуБожию из сущности Отца и утверждают, что два лица святой Троицы, Сын и Дух Святый, самобытны, т. е. независимо от благоволения Отца безначальны. До рождения Сына Божия я не признаю никакого творения и никакого времени. Если кто утверждает, что Бог Отец до рождения своего Сына творил что-то, т.е. производил какую-то тварь, того я проклинаю как низводящего бытие Сына после творения. Предаю проклятию и тех, кои веруют, что Сын Божий и Отец с самого рождения Сына не творили и даже не могли ничего творить, чтобы не ввести и тварь в свое единосущие, но были в бездеятельности, и только по истечении какого периода, неизвестно кем сотворенного или совсем не сотворенного, начали творить. Вечность, или, по выражению свв. богословов, век, простирающийся наравне с Богом (Соборник большой, и Иоанн Дамаскин, кн. 2, гл. 1), хотя и рассматривались как Божие, но она [вечность] никак не могла открыться раньше Единородного, получившего себе виновное начало от Отца.А потому и этот век вечный, разумеваемый как свойство Божие, представляется получившим себе начало от рож[дения] единородного Сына Божия. Но как этого века не предваряет никакое время, поэтому он именуется присносущным, т.е. как бы не имеющим начала, но, тем не менее, привведеннымиз небытие в бытие чрез слово Божие.

А кто утверждает, что есть какая-то вечность, существующая, как и Бог Отец, никем не приведенная и никакого себе начала не имеющая, того я, как еретика, осуждаю. Свойство Божие состоит не в одной только вечности, по его существованию, но еще и в творчестве, по его творению, и во многом другом. Но если никакая тварь не входит в сущность Божества от вечного свойства творчества Божия, так и вечность его не может и не должна быть Божественною сущностью. А кто в ней разумеет Божественную сущность, я того как неправомудрствующего осуждаю и проклинаю. Все существующее видимое и невидимое я признаю имеющим начало бытия своего не из Божественной сущности, но из небытия чрез творение Божие. Кто же утверждает, что существует или существовало что-то несотворенное словом – Сыном Божиим,т.е. что с самого рождения Сына Божия были какие-то периоды, моменты, миг, разделяющие или граничащие рождение Сына от веков, и что они не сотворены никем и не есть поэтому тварь, того я осуждаю как мудрствующего не согласно православному Символу, исповедующему, что Богом вся быша, и противно Евангелию, проповедующему, что без Бога ничтоже быть еже бысть(Иоанн, зач. 1). Вот краткое мое исповедание, которое именно только и содержится во всей моей защите Белокриницкого устава о рождении Сына Божия прежде всех век. Оно не противоречит Символу веры и во всем согласно второму члену его. Я принимаю весь Символ, изложенный 1-м и 2-м Вселенскими Соборами в том виде, в каком он написан и напечатан в древних дониконовских книгах, во всем дословно буквально, еже есть: «Верую во единаго бога Отца…» весь до конца, по сущему смыслу его, без всякого искажения. Противоречущих Символу веры или старающихся истолковать мою защиту Белокриницкого устава ложно, как бы противоречащую православному символу, я предаю проклятию и анафеме!

Критический же разбор о. Механикова содержит в себе немало противного православному Символу и священному писанию. Пастырская священная обязанность моя и христианское религиозное чувство понуждает меня это сочинение о. Василия Механикова признавать и отвергать как погрешительное и неправославное. Оно проповедует, что святая Троица во всех трех лицах не имеет начала своего бытия (стр. 14 об.), чем отрицает начало Сыну Божию и Святому Духу от Бога Отца. «Они, т. е. Сын Божий и Дух Святый, – заявляет Механиков, – также безначальны, как и Бог Отец» (стр. 25). Такое верование Механикова противно Символу, в котором рождение Сына и исхождение Святаго Духа исповедуется от Бога Отца, из Его сущности, в которой они получило начало свое. Сочинение Механикова признает триипостасное Божество от вечности (стр. 14 об., 17 об., 18 об., 20 об., 26 об.), рождение Сына Божия в вечности в ея пределах (стр. 24 об.), а самую вечность признает безначальною (24 об.). По Механикову выходит, что какая-то безначальная и, следовательно, несотворенная вечность предваряла бытие Сына, имеющего начало от Отца, и выше триипостасного Божества. Символ веры такого учения не содержит. Напротив, он исповедует, что Бог есть начало и творец всего видимого и невидимого. Кроме него нет ничего безначального. Механиков хотя и признает рождение Сына прежде всех век, но не прежде вечности. В этом он противоречит символьной вере, противоречит даже и тому тексту, который он привел от «Богословия» Сильвестра, что триипостасное Божество выше всех веков и самой вечности (стр.).

Его сочинение не соглашается с тем, что с рождения Сына Божия открылась и творческая Его деятельность. По мысли Механикова, если допускать, что века имеют начало от рождения Сына, то значит еретичествовать. Стало быть, Бог Отец и Его живое и действенное слово (Евр., гл. 4., ст. 12), Сын Божий, по учению Механикова, сейчас после рождения ничего не творили, какой-то период были в бездеятельности, под которой Механиков разумеет молчание (стр. 31). Учение такое крайне нечестиво. Белокриницкий устав Механиков признает погрешительным за выражение, что Бог Отец до сотворения дел своих бе в молчании и, значит, не соглашается он с тем, что до рождения Сына своего Бог Отец не производил никакой твари. Сам же он, Механиков, приписывает Богу Отцу и Его Сыну-слову после Его рождения на какой-то период молчание, т. е., по понятию Механикова, недеятельность. Таково-то критическое творение о. Механикова. Оно не выдерживает никакой критики и заключает в себе сколько погрешностей и пустословия, столько же лжи и клеветы на меня и мою защиту. Суд истинного православия в лице Первого и Второго Вселенских Соборов признает его еретическим и отвергает его. Пред этим судом должен преклониться всякий православно верующий христианин. Я же исповедую истинную православную веру и анафематствую всякое еретическое и ложное учение. Благословение Божие да будет со всеми истинно верующими, с которыми по милости Божией и я, нижепоименованный, пребываю в единстве, твердо уповая на Бога, что Он не оставит меня своею помощью в борьбе с лжемудрованиями, от которых да избавит Бог и моих критиков. При каковом исповедании и остаюсь, смиренный Арсений, старообрядческий епископ Уральский и Оренбургский и временно Нижегородский.

20 сентября 1899 года

2. Письмо неустановленному священнику

20 октября 1898

Благоговейный иерей Павел Антонович! Освященный Собор боголюбивых епископов 11 октября сего года избрал епископа Донской области Иоанна в сан архиепископа Московского, и 16 октября он возведен нами в этот сан. Посему предписываю Вам поминать преосвященнейшего Иоанна, архиепископа Московского, на всех молитвословиях, где требуется поминать своего местного архиерея, и быть у него в церковно-иерархическом подчинении, как у своего законного пастыря.

Адресоваться к нему по прилагаемому адресу.

Засим да будет с вами мир Божий и благословение. Смиренный Арсений, епископ Уральский и бывший временный блюститель Московской вдовствующей архиепископии.

20 октября 1898 года.

Копия. Имя и отчество адресата, а также последний абзац написаны рукой епископа Арсения

3. Суждение о таинстве крещения, совершаемого вне единства Христовой Церкви у еретиков 2 и 3 чина, происходившее 30 апреля 1888 года между Климентом Перетрухиным и священноиноком Арсением Швецовым в присутствии многих слушателей под председательством почетного гражданина московского Тимофея Ивановича Назарова

Не ранее 30 апреля 1888

Вопрос 1-й, Перетрухин:

– Еретики 2-го и 3-го чина веруют ли с нами во единого Бога, или нет?

Ответ:

– Еретики 2-го и 3-го чина веруют с нами во единого Бога по 15 слову Иосифа Волоколамского.

Вопрос 2-й:

– Веруют ли правильно во св. Троицу, Отца и Сына и Св. Духа?

Ответ:

– Еретики 2-го чина иногда и неправильно о Троице мудрствовали, каковы были ариане, македониане, и посему я не могу утверждать обще, чтобы еретики 2-го чина всегда веровали правильно во Святую Троицу, но непременно нужно рассматривать каждого порознь, кто как верует.

Вопрос 3-й:

– Еретики 2-го и 3-го чина, крещающие в Триипостасное Божество с тремя погружениями в воду, согласуются ли этим действием с символическим изложением 10 стиха Символа веры, еже: «Исповедую едино крещение во оставление грехов»?

Ответ:

– Еретики 2-го и 3-го чина, крещающие по заповеди св. Евангелия, не противоречат и 10 стиху Символа веры.

Возражение Тимофея Ивановича Назарова:

– Я сомневаюсь, чтобы еретическое крещение оставляло грехи.

Объяснение о. Арсения.

– Сего я не утверждал, чтобы еретики в крещении получали оставление грехов, но только показывал, что крещение Христом заповедано для оставления грехов; но этот дар получают только правоверующие, и в православной Церкви. Лицемерно крещающиеся лишаются сего дара, но чрез сие видотворение крещения не входит в противоречие Символу.

Вопрос 4-й:

– То можно ли сие крещение называть св. Христовым и Божественным?

Ответ:

– Крещение у еретиков 2-го и 3-го чина называется в Толковом Апостоле и в толковании Зонара на 7 правило Второго Вселенского Собора святым, а у Матфея Правильника божественным, и я с  этим соглашаюсь, только при таком понятии слов «святое» и «божественное», что видотворение их крещения совершается по божественной и святой для нас заповеди Христа Господа.

Возражение Тимофея Ивановича Назарова:

– Что вы его называете святым и божественным, по видотворению их совершения, а признаете силу святости и божественности?

Объяснение Швецова:

– Силу святости крещения во оставление грехов у еретиков 2-го и 3-го чина я не признаю, если они не обратятся к единству Церкви.

Вопрос 5-й:

– Дерзающие перекрещивать еретиков, крещенных в три погружения, подлежат ли осуждению 47 апостольского правила, и апостольскому Благовествованию к евреом, 6-я. Аще же сему не подлежат, то по какому правилу подлежат осуждению?

Ответ:

– Повторяющие правильное крещение еретиков 2-го и 3-го чина осуждаются соборными правилами Первого Вселенского 8-м, Второго — 7-м и 8-м, Шестого – 95-м, Лаодикийского – 7-м. Но эти правила я признаю согласующимися и 47-му правилу св. апостол, хотя буквально о еретиках и не упоминающему. А противящиеся вышеуказанным соборным постановлениям подпадают уже и под суд второхристораспинательства, по изречению апостола в 6-й главе к евреям.

Вопрос 6-й:

– В самый момент крещения присутствует ли Христос и с ним вместе Дух Святйй, или нет?

Ответ:

– Неправоверующим в правильном крещении Христос присутствует не благодатию спасения, но судом мщения, по 68 правилу собора Карфагенского полных переводов и по словам блаженного Августина.

Вопрос 7-й:

– Допустить крещение еретиков называть Христовым, святым и божественным, то какое препятствие может быть оное же называть благодатным?

Ответ:

– Допустить крещению еретиков 2-го и 3-го чина название благодатным потому я не могу, что под словом «благодатное» разумеется оставление грехов, а оставление грехов не может быть нигде, кроме единства св. Церкви.

Заключение Перетрухина на 7-м ответе.

– Крещение, творимое еретиками 2-го и 3-го чина в Триипостасное Божество с тремя погружениями я признаю Христовым, святым, божественным, а название «благодатным», как выражено блаженным Иеронимом, а потом и Августином, оставляю более на рассуждение канонов Церкви. А благодатным называть потому нельзя, что нет о том определенного учения, а и достаточно из канонических правил называть его святым. Но и название его святым и божественным не служит еретикам оное во спасение.

С этим изложением вышесказанным собрание вполне согласилось, а собеседники утвердили своеручным подписом.

Священноинок Арсений Швецов и секретарь Московского духовного совета Климент Перетрухин.

Запись отражает споры между священноиноком Арсением и Климентом Афиногеновичем Перетрухиным (1856–1907), известным старообрядческим начетчиком.

Тимофей Иванович Назаров — попечитель старообрядческой общины Рогожского кладбища в 1869–1872 гг. В 1883 г. поставил свою подпись под Докладной запиской (Всеподданнейшим прошением) группы московских старообрядцев о распечатании алтарей Покровского собора.

4. Письмо неустановленного лица (старообрядческого епископа?) епископу Арсению

Не ранее 1898

Преосвященный владыко, боголюбивый Уральский епископ г. Арсений. Мир и братское о Христе приветствие.

Честь имеем возвестить ваше боголюбие, для нашего смирения, почтенное ваше письмо, посланное вами в селение Журиловку на имя диакона Варфоломея Новикова мы получили благополучно, и со всепокорнейшею благодарностью и с восторгом сердца и радостною душою имеем честь со всею нашею о Христе братиею поздравить вас, боголюбивейший о Христе брат, с приятием и о благодати всесвятого и животворящего Духа – епископского сана и пастырского жезла вдовствующей Уральской епископии. Да сохранит вас всегда Господь Бог в мире и тишине, и ваше словесное стадо, и да отженутся от оного далече вашим пастырским жезлом наветующиенань мысленные волки. Да умножится порученное вам от Вышняго, премудрость во святей истине приходит. Епископское святительское служение до конца незазорно, и сила слова ко всякому благому делу. И да впечатлеет на скрижалях сердца вашего иметь равную бдительность и попечение. О своей о Христе братии, живущей в отдаленности. О святых церквях и монастырях нуждающихся всякими пособиями в нуждах, согласно достойному в памяти в Бозе почившему о Христе брату нашему высокопреосвященнейшему господину архиепископу Антонию Московскому и Владимирскому, коего душа ликует днесь со духи праведными.

5. Письмо (уведомление) выборных Московского старообрядческого общества епископу Арсению

9 мая 1898

Господину блюстителю вдовствующей Московской епархии его преосвященству Арсению, епископу Уральскому выборных Московского старообрядческого общества уведомление.

Ваше преосвященство! 22 прошлого марта вы изволили сделать выборным Московского общества заявление о назначении ими на Московскую вдовствующую епархию кандидатов на избрание Московского архиепископа.

28 того же марта таковое же поручение и благословение вами выдано и московскому духовенству, согласно этому поручению московское духовенство 19 прошлого апреля имело свое общее собрание, на котором назначило кандидатами четырех епископов и одного диакона, который подал нам письменное заявление об отказе от назначения его кандидатом. Затем московское духовенство заявило нам, что оное изъявляет свое желание единственно иметь Московским архиепископом своего старшего кандидата Сильвестра, епископа Балтовского! и просил о сем обсуждения господ выборных.

3 мая съезд господ выборных московского старообрядческого общества, по обсуждении предложения московского духовенства, изъявил на предложение духовенства свое полнейшее согласие! и постановил считать единственным кандидатом от граждан и духовенства на звание Московского архиепископа Сильвестра, епископа Балтовского.

О чем имеем честь известить ваше преосвященство и почтительнейше просим вас уведомить и прочих епископов, и, согласно вашему указанию 25-го правила Четвертого Собора, без замедления сделать перевод на Москву Сильвестра, епископа Балтовского!

При сем считаем долгом присовокупить, что московское общество не может согласиться на уничтожение тридцать пять лет существующего, уже и двукратно Соборами утвержденного в Москве духовного совета! и никаких постановлений об отмене совета московское общество не примет.

За сим просим принять уверение в нашем глубоком к вам уважении, и остаемся уверенными, что ваше преосвященство почтит нас вашим уведомлением.

9 мая 1898 года

Москва

В письме идет речь о выборах кандидата на Московскую архиепископскую кафедру.

Бумага, рукопись. 2 лл.

6. Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на нее обвинений. С портретом и автографом автора

Не ранее 1910

Один из ключевых трудов еп. Арсения. Содержит историческое и догматическое обоснование существования в Церкви священства при временном отсутствии епископов. Излагает историю присоединения к Церкви Христовой митрополита Амвросия, подтверждает правильность его действий и законность рукоположенных им клириков, давших начало Белокриницкой иерархии. Опровергает различные обвинения, выдвигаемые  представителями синодальной церкви против старообрядцев.

На обороте титульного листа запись: «Старообрядческiи Iерей / о. Данiилъ Березинъ / от Р. Х. 1936 г. от начала мiра 7436 лето».

Посмертное издание (первое — «Яссы», 1885 г.). Типография А. В. Симакова в Уральске (ныне на территории Казахстана), которая была создана при участии епископа Арсения.

20,3×26,8 см. Бумага. Издательская обложка. Титульный лист, 1 л. нн., вклейка с портретом и факсимиле владыки Арсения, 1 л. нн., страницы 1–210.

7. Оправдание старообрядствующей святой Христовой Церкви в ответах на притязательные и недоумительные вопросы настоящего времени

1887

Одна из ключевых работ епископа Арсения (Швецова). Излагает православную точку зрения на различные догматические и исторические вопросы, которые представители синодальной церкви предлагали старообрядцам с целью поймать их на противоречии и тем самым возложить на них вину за церковный раскол XVII века. Может рассматриваться как своеобразный старообрядческий катехизис.

Книга издана в типографии Мануйловского монастыря (ныне Румыния; на титульном листе из конспиративных соображений указан г. Яссы). Аббревиатура «Типография Б.Н.П…къ» расшифровывается как «Бог нам Помощник».

Экземпляр имеет штамп «За упокой души раба Божия епископа Арсения (скончался 10 сентября 1908 г.)».

16,8×23,7 см. Бумага, печать. Титульный лист (нн), страницы: I–VI, 1–392.  Сохранился фрагмент издательской обложки. Листы не разрезаны.

8. Журнал «Церковь»

14 сентября 1908.

Журнал (№ 37) с траурной рамкай на первой странице и некрологом (стр. 1249–1251) по случаю кончины епископа Арсения Уральского.

22,7×29,7 см. Бумага. Стр. 1249–1264.

9. Беседа старообрядческого епископа Арсения (Швецова) с единоверческим попом Петром Самохиным и миссионером М. Головкиным, бывшая в селе Петропавловском Оренбургской губернии 19 мая 1898 года

Не ранее мая 1898

Епископ Арсений провел беседу с единоверческим священником Петром Самохиным и миссионером Милием Головкиным на хуторе Петропавловском Орского уезда Оренбургской губ., прибыв туда для бесед с беспоповцами. Богосовский диспут был описан миссионерами в том же году в «Оренбургских епархиальных ведомостях». Вскоре эта статья о нем вышла в свет отдельным оттиском. В качестве ответа епископ Арсений издал с помощью гектографа свой текст беседы.

11,0–17,8 см. Бумага, гектографированная рукопись. Переплет: картон (?), кожа, конец XX – начало XXI в. В составе гектографированного конволюта, лл. 1–80 4-го счета.

10. Беседа А. В. Швецова с миссионерами господствующей церкви в г. Боровске 1883 года октября 30 дня

Беседа вторая Анисима Васильева Швецова с миссионерами грекороссийския-господствующия церкви в г. Боровске 6 ноября

Не ранее ноября 1883

На рубеже 1870-х — 1880-х гг. в Калужской губ. были открыты с целью ведения борьбы с православием и привлечения старообрядцев к господствующей церкви два миссионерских братства. Калужское братство св. Иоанна Богослова приступило к работе в феврале 1879 г. В сентябре 1883 г. в Боровске было открыто второе братство прп. Пафнутия Боровского. Подробнее о его деятельности см.: Осипова А.И. Миссионерская деятельность церковного бр-ва прп. Пафнутия, Боровского чудотворца, среди старообрядцев (последняя четверть XIX – нач. XX вв.) // Боровский краевед. Боровск, 1991. Вып. 3. С. 35–42. В кон. октября 1883 г. в Боровск местными старообрядцами был приглашен для участия в беседах А. В. Швецов, который провел в городе около недели. Беседы с миссионерами получили широкий резонанс, были описаны как в миссионерской прессе, так и самим православным начетчиком.  

Первый диспут состоялся 30 октября 1883 г. в Пятницкой церкви Боровска. 2 ноября прошла беседа с древлеправославными христианами разных согласий в доме старообрядческого еп. Феодосия (Баженова) Калужско-Смоленского. 3 ноября в моленной владыки состоялась беседа об Окружном послании. Наконец, 6 ноября в той же Пятницкой церкви была еще одна беседа с миссионерами.

Профессор МДА Н.И. Субботин сообщал о беседах обер-прокурору Синода К.П. Победоносцеву: «Боровские деятели (т. е. члены миссионерского братства. — Прим. ред.) справедливо видят свидетельство успеха их бесед в том обстоятельстве, что найдено нужным послать на состязание с ними самого Швецова. И в самом деле, у них беседы ведутся хорошо. Благодаря учителю семинарии Маркову я имею печатные об них отчеты: они составляются также хорошо, пустяков не пишут, о разных раскольнических выходках, если они и были во время бесед, не рассказывают, как это делается в отчетах, с такой редкой доселе скоростью печатаемых в “Московских ведомостях”. Не примут моего совета, а хотелось бы посоветовать осторожнее составлять отчеты и самые речи: есть промахи, доставившие ликование раскольникам.

Любопытно, что боровские раскольники также описывают, разумеется, по-своему, свои беседы с миссионерами. У меня есть экземпляр литографированный и оттиснутый на гектографе. Признак, что раскольники стараются распространять эти книжки. Сличение их с печатным отчетом православных миссионеров интересно. Собираюсь писать об этом» (См.: Субботин Н. И. Письмо К. П. Победоносцеву от 16.11.1883 г. // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1915. №1. С. 351–352.

11,8–18,2 см. Бумага, гектографированная рукопись. Переплет: ДВП (?), кожа, конец XX – начало XXI в. В составе гектографированного конволюта, лл. 2–43 9-го счета.

11. Определение Освященного Собора старообрядческих епископов о передаче временного управление Московской кафедрой епископу Арсению

18 марта 1898

Освященного Собора Российских старообрядческих епископов

Определение.

На место уволенного господина Савватия, архиепископа Московского, временное управление духовными делами Московской епархии Соболр большинством голосов, поданных закрытою баллотировкой присутствующих на Соборе, вверяет сроком на три месяца господину Арсения, епископу Уральскому и Оренбургскому. Марта 18 дня 1898 года.

Председатель Собора, Кирилл, епископ.

Члены собора:

  • Анастасий, епископ Измаильский
  • Смиренный Паисий, епископ Саратовский и Астраханский, старообрядческий
  • Смиренный Алексий, епископ Самарский
  • Иоасаф, епископ Казанский
  • Смиренный Антоний, епископ Тобольский
  • Священноинок Порфирий в лице епископа Селивестра Новозыбковского и Балтовского
  • Диакон Филипп Привалов в лице епископа Силуана Кавказского

Бумага, рукопись.

12. Правильные каноны с часами и последованием ко святому причащению

7416 (1907–1908)

После обнародования в 1862 г. «Окружного послания» часть старообрядцев-поповцев отказалась его признавать. Возникло т. н. противоокружническое движение со своей трехчинной иерархией. После 1906 г. старообрядцы-противоокружники разделились в свою очередь на два течения — признающих и не признающих закон о регистрации старообрядческих общин. К последнему принадлежал священник Иродион Савин, владелец данной книги. Село Зуево — ныне город Орехово-Зуево Московской области.

Книга издана в типографии А. В. Симакова в Уральске (ныне на территории Казахстана), которая была создана при участии епископа Арсения.

На обороте форзаца круглая печать с надписью «Храмъ Рождества Пресвятыя Богородицы села Зуева». В центре — «Не прiемлющiй Окружнаго посланiя и общины священноiерей Иродiон Савинъ». Данные о владельцах на данный момент не выявлены.

17,3×22,7 см. Бумага, печать. Переплет — доски, кожа, прокатка. Листы «а, б, в, г, д, е», 1–44. Застежки — латунь.

13. Поручение Освященного Собора епископу Арсению

20 марта 1898

Господину Арсению, епископу Уральскому Освященного Собора Российских старообрядческих епископов Поручение.

Освященный Собор боголюбивых старообрядческих епископов поручает временно управляющему нашим старейшим престолом Уральскому епископу Арсению, если будет возможно, то сварить освященное миро. Марта 20 дня 1898 года.

Председатель Собора, Кирилл, епископ Н[ижегородский].

Члены собора:

  • Анастасий, епископ Измаильский
  • Смиренный Алексий Самарский
  • Иоасаф, епископ Казанский
  • Смиренный Антоний, епископ Тобольский
  • Священноинок Порфирий в лице епископа СеливестраНовозыбковского и Балтовского
  • Диакон Филипп Привалов в лице епископа Силуана Кавказского

Бумага, рукопись.

14. Жизнь и подвиги Антония, старообрядческого архиепископа Московского и Владимирского

1892

Одно из известных биографических сочинений епископа Арсения. Данная рукопись, судя по заметке в конце текста («С прежде писанного написася во всем согласно с буквальною точностию, И.З.Р., в декабре месяце 1892 года») была подготовлена старообрядческим деятелем и переписчиком Иваном Захаровичем Романовым.

Воспоминания об архиеп. Антонии (Шутове), выдающемся старообрядческом деятеле, написаны сразу после его упокоения (8 ноября 1881 г.) и являются ценным биографическим источником. Указанное сочинение также было издано с помощью гектографа.

14,2×22,0 см. Бумага, несшитая рукопись в тетрадях, подготовленных к переплету. Листы с двойной фолиацией: славянской (2 нн., 1-41, 1 нн. л.) и арабской (лл. 502–545) фолиацией.

15. История о существовании священства в старообрядческой Христовой Церкви

1910

Одно из самых первых соч. А. В. Швецова, написанное еще до его присоединения к Церкви Христовой в 1865 году. О создании этого труда свидетельствовал священник Стефан Лабзин, один из первых биографов святителя Арсения: «Случайно указали ему квартиру архиепископа Антония. Архиепископ принял его и побеседовал с ним о законности этого священства. Архиепископ понял, что его собеседник желает искренно узнать истину, разъяснил ему все его вопросы и сомнения, и доказал от Писания и правил церковных законность белокриницкого священства. Анисим, хотя и убедился в истинности этого священства, но присоединяться не решил еще <…>. Возвратясь из Москвы <…>, он принялся писать историю под названием: “История о существовании священства в христианской Церкви, содержащей древлеправославного исповедования веру”» (см.: Лабзин С. Детство и жизнь Арсения, епископа Уральского // Церковь. 1909. № 37. С. 1080–1081). Оригинал сочинения хранился у о. Стефана Лабзина, который опубликовал его после смерти епископа Арсения.

Книга издана в типографии А. В. Симакова в Уральске (ныне на территории Казахстана), которая была создана при участии епископа Арсения.

16,7×23,0 см. Бумага. 6 нн. стр. (титульный лист, портреты епископа Арсения), I–VI, 1–236, 4 нн. стр.). Переплет: картон, кожа (корешок, уголки), дерматин.

16. Наперсный священнический крест с подвижным оглавием и цепью

Вторая половина XIX века. Бронза. Старообрядческий мастер.

17. Наперсная епископская панагия с подвижным оглавием и цепью

Вторая половина XIX  века.

Прнадлежала епископу Арсению Уральскому.

На оглавии гравированное изображение Спаса Нерукотворного, на лицевой стороне — образ Богородицы «Знамение», на обратной — Голгофский крест с орудиями Страстей и панорамой Иерусалима. Бронза, гравировка. Старообрядческий мастер.

18. Икона «Св. Арсений, епископ Уральский», 2022 год

Святитель изображен в молении ко Христу на фоне храма Успения Пресвятыя Богородицы в селе Рытово Владимирской обл. (ныне не существует). До конца XIX века старообрядцы Рытова принадлежали к беспоповцам поморского согласия, но примерно в 1880-х приняли священство Белокриницкой иерархии. Этому шагу способствовала проповедь священноинока Арсения (Анисима Васильевича Швецова), впоследствии епископа Уральского и Оренбургского. В Рытово существовала моленная, освященная во имя прп. Сергия Радонежского. Эта моленная была перестроена в деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, который был освящен епископом Арсением.

Образ принадлежит Тверской старообрядческой общине храма во имя святителя Николы Чудотворца, что у Тверской заставы в Москве.

26,0×22,0 см. Дерево, левкас, темпера. Иконописец Б. В. Кисельников.

19. Краткий практический устав

7416 (1907–1908)

Сочинение известно как «Устав Арсения Уральского». Содержит описание порядка церковного богослужения в соответствии со сложившейся в старообрядчестве традицией. В книге также имеются разделы «Последование церковного пения и вселетного собрания» (месяцеслов с уставом о поклонах и трапезе), Пасхалия на 60 лет и «Краткое объяснение церковного богослужения».

Данный экземпляр интересен тем, что в него после печатного текста вплетены рукописные листы, содержащие дополнения, уточнения и примечания к уставу. В самом уставе от руки проставлены условные обозначения, отсылающие к рукописным примечаниям.

На форзаце владельческая запись: «По описи № 1й. Из книг старообрядческого уставщика Александра Никиф. Правикова. 1909 г. Ок. 15-» Слова «старообрядческого уставщика» зачеркнуты малиновым карандашом. Также имеется штамп: «Александръ Никифоровичъ Архиповъ».

Книга издана в типографии А. В. Симакова в Уральске (ныне на территории Казахстана), которая была создана при участии епископа Арсения.

19,0×24,2 см. Печатные листы: 1–3, 1–176, 1–134, 1 нн. Приплетенные рукописные листы: 1–12, 1 пустой, 1–3 нн. Бумага, печать, рукописные пометы, рукописные приплетенные листы. Переплет: доски, кожа, примитивное слепое тиснение. Одна застежка утрачена.

20. Фотография Епископа Арсения Уральского

Начало ХХ века. Фотомастерская «Прогресс» Н. Д. Зенина, г. Егорьевск (Рязанская губерния).